Юридическая ответственность государственных служащих

Понятие и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих


Бесплатная юридическая консультация:

Тема 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Неукоснительное соблюдение, укрепление дисциплины на порученном участке деятельности – одна из важнейших обязанностей служащих.

Оглавление:

За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности. Ответственность выражается в применении к служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как запрещенные и вредные.

Под юридической ответственностью государственных гражданских служащихследует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственных гражданским служащим правонарушения.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственные и муниципальные служащие несут все виды юридической ответственности. Порядок привлечения к ответственности, наложения взысканий, исполнения наказаний регулируется нормами различных отраслей правовой системы РФ. Специфика различных видов государственной службы предопределяет специфику ответственности различных государственных служащих (военнослужащих, например).


Бесплатная юридическая консультация:

Юридическая ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают:

— равенство всех перед законом;

— единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;

— привлечения к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Вместе с тем в регламентации ответственности гражданских служащих имеются и некоторые особенности;

— в ряде случаев – повышенная ответственность;


Бесплатная юридическая консультация:

— специфические санкции, применяемые только в отношении гражданских служащих.

В установленных федеральным законодательством случаях за несоблюдение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей государственные и муниципальные служащие органов могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на основе действующих законов. Общее для всех видов таких деяний:

1) они связаны с выполнением обязанностей службы;

2) они совершаются виновно (умышленно или неосторожно);

3) за их совершение к виновным применяются установленные законодательством санкции;


Бесплатная юридическая консультация:

4) к ответственности привлекают компетентные государственные ор­аны в порядке, четко установленном законодательством.

«Правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть дисциплинарные, административные»[19].

«Дисциплинарная ответственность» – это применение мер дисциплинарного воздействия к служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил службы, не преследуемые в уголовном порядке»[20].

Дисциплинарная ответственность установлена на общих основаниях с другими гражданами, однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии и др.).

Средством наказания за должностной проступок является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание – это мера воздействия, закрепленная в нормативно-правовых актах, налагаемая специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Цель использования взыскания – общая и частная превенция правонарушений – достигается как содержанием, так и процедурой его применения. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (увольнение).


Бесплатная юридическая консультация:

В некоторых случаях в зависимости от вида государственной службы закреплены особые санкции. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для сотрудников органов госнаркоконтроля — «снятие с должности». Для тех и других существуют взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень.

За каждое нарушение назначается только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Временем обнаружения следует считать день, когда о проступке стало известно прямому начальнику. В случае передачи материалов о правонарушении в органы дознания или предварительного следствия, дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Месячный срок давности является относительным, так как исчисля­ется не с даты совершения проступка, а с даты обнаружения деяния или прекращения дела. Порядок привлечения к ответственности называется дисциплинар­ным производством, он урегулирован правовыми актами, хотя и непол­но. В этом производстве четыре стадии.

Материальная ответственность служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен ущерб государству, муниципальному образованию, предприятию, учреждению, организации.

«Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность наступает при наличии: реального (прямого) ущерба; непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если его виновные действия не являются преступлением. Этот вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду»[21].


Бесплатная юридическая консультация:

Материальная ответственность серьезно отличается от гражданской. Во-первых, к ней привлекаются только работники организаций и военнослужащие, то есть только члены устойчивых коллективов, занимающихся общественно полезной деятельностью. Во-вторых, она наступает при наличии вины. В-третьих, при исчислении размера ущер­ба во внимание принимается только прямой действительный ущерб, а неполученные доходы (упущенная выгода) не учитываются. В-четвертых, – и это самое главное – материальная ответственность, как правило, ограничивается среднемесячным заработком виновного. В-пятых, возмещение ущерба производится по распоряжению администрации, приказу коман­дира или на основе их исков в суд.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы материальной ответственности государственных служащих регулируются двумя актами: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 12 июля 1999г. №161 «О материальной от­ветственности военнослужащих». На основании данного закона ущерб взыскивается с военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных.

Государственные и муниципальные служащие несут такжеадминистративную ответственность. Ее основанием является совершение служащим административного правонарушения.

«К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок»[22].

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнение которых входит в их служебные обязанности.


Бесплатная юридическая консультация:

На чем хотелось бы заострить внимание – это возможность применения мер дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие, а также лица, призванные на военные сборы «несут ответственность по дисциплинарным уставам» за административные правонарушения. Исключения составляют нарушения правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения, таможенных правил и т.д. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях. Представляется, что существование данной нормы в современных условиях не отвечает требованиям, предъявляемым к нормам права в целом и здравому смыслу, в частности, по ряду причин.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ выделены должностные преступления государственных служащих, в частности в главе 30 УК РФ[23].

Общественная опасность преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями данной главы, проявляется в том, что, действуя вопреки интересам службы или с нарушением установленных законом положений, предписаний, виновные в рассматриваемых преступлениях лица подрывают авторитет государственной власти, причиняют вред правам и законным интересам граждан.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния, посягающие на установленную законом и подзаконными нормативными актами нормальную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий.

Законодатель предусмотрел в ряде составов преступлений данной главы в качестве обязательных признаков корыстную или иную личную заинтересованность, а также существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Исходя из этого, указанные преступления можно классифицировать на следующие две группы:

Бесплатная юридическая консультация:

1. Преступления, совершенные по мотивам корысти или иной личной заинтересованности (ст. 285, 289,УК РФ);

2. Преступления, не характеризующиеся мотивом корыстной или личной заинтересованности (ст., 293 УК РФ).

С учетом признака существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства рассматриваемые преступления классифицируются на такие две группы:

1. Преступления, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов (ст. 285, 286, 288, 293 УК РФ);

2. Преступления, не повлекшие указанных последствий (ст.287, 289,УК РФ)[24].


Бесплатная юридическая консультация:

Важно отметить и то, что некоторые государственные органы являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, а также органами дознания по отдельным категориям преступлений. В связи с данным обстоятельством должностные лица правоохранительных органов, которым такое право принадлежит по должности, могут быть привлечены к уголовной ответственности и по нормам гл. 31 УК РФ за преступления против правосудия.

Кроме того, военнослужащие несут уголовную ответственность за воинские преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.

Непосредственно перед гражданами, юридическими лицами государственные и муниципальные служащие ответственности не несут.

194.48.155.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://studopedia.ru/3_47903_ponyatie-i-vidi-yuridicheskoy-otvetstvennosti-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashchih.html

Административное право Российской Федерации

Юридическая ответственность государственных служащих

Основанием привлечения государственного служащего к юридической ответственности является совершение им противоправного деяния (правонарушения), т.е. действия или бездействия, нарушающего норму права, специально охраняемую законом возможностью государственного принуждения. Помимо противоправности понятие правонарушения обязательно включает в себя также категорию общественной опасности .

Последнее означает, что действия (бездействие) государственного служащего наносят ущерб либо представляют опасность для интересов личности, общества, государства, вызывают негативные последствия.

В зависимости от степени общественной опасности разграничиваются такие виды правонарушающих действий, как преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Вне зависимости от степени общественной опасности действия государственного служащего могут причинять имущественный или моральный вред, что квалифицируется как гражданско-правовой деликт.

В этой связи можно выделить следующие виды юридической ответственности государственных служащих: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и материальная .


Бесплатная юридическая консультация:

В качестве целей ответственности в системе государственной службы определяют: 1) охрану прав и законных интересов общества и личности от противоправных посягательств; 2) защиту правопорядка; 3) восстановление социальной справедливости; 4) предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенция); 5) воспитание граждан в духе уважения к закону; 6) обеспечение необходимого уровня доверия населения к институтам публичной власти; 7) повышение престижа государственной службы в общественном сознании 1 См.: Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: монография. М.: Юрист, 2008. С. 4. .

Основанием для привлечения любого физического лица, включая государственных служащих, к уголовной ответственности является совершение им преступления . По уголовному закону преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания и предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса РФ. Характерной чертой преступлений, совершаемых государственными служащими, является злоупотребление властью и должностным (служебным) положением в той или иной форме.

Субъектом ответственности за преступление выступает физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста. Существует понятие специального субъекта, в качестве которого, в числе прочих, рассматривается должностное лицо, т.е. лицо, наделенное определенными властными, административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями. В этом случае речь идет о злоупотреблении должностным положением (полномочиями). В другом случае лица, находящиеся на государственной службе, могут совершать преступления, не имея каких-либо властных полномочий, но используя служебное положение, например присваивая вверенное им по службе имущество.

Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 1997 г., содержит специальную главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», которая включает в себя описание 20 составов служебных преступлений, в том числе «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ), «Превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ), «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ), «Служебный подлог» (ст. 292 УК РФ) и др.

Отдельные составы преступлений, субъектами совершения которых могут быть государственные служащие, содержатся и в других разделах Уголовного кодекса РФ. Так, глава 22 называется «Преступления в сфере экономической деятельности» и предусматривает ответственность должностных лиц с использованием своего служебного положения за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169); регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170) и другие деяния, признанные преступными.


Бесплатная юридическая консультация:

Отдельная глава 33 Уголовного кодекса РФ посвящена преступлениям против военной службы. Непосредственным объектом посягательства здесь выступает порядок прохождения военной службы. Здесь содержатся составы таких преступлений, как «Неисполнение приказа» (ст. 332 УК РФ), «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» (ст. 335 УК РФ), «Самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК РФ), «Дезертирство» (ст. 338 УК РФ).

Порядок привлечения к уголовной ответственности государственных служащих, как и любых других лиц, определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ без каких-либо особенностей.

Административная ответственность, по мнению Д.М. Овсянко, — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений 2 См.: Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учеб, пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2007. С. 227. .

Под административной ответственностью в сфере государственной службы следует понимать применение в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в установленном законом порядке мер государственного принуждения к государственным служащим за совершение ими административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет особенности административной ответственности специальных субъектов, которыми являются военнослужащие, должностные и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.


Бесплатная юридическая консультация:

Основным условием административной ответственности должностного лица является совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

По общему правилу (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) военнослужащие и сотрудники органов правоохранительных органов за административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности. За отдельные виды правонарушений (предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ — нарушение законодательства о выборах и референдумах, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, правил дорожного движения, таможенных правил, невыполнения законных требований ряда должностных лиц и другие) лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.

Исходя из особенностей военной и правоохранительной службы, а также нецелесообразности применения ряда административных наказаний и в соответствии с законом к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов не применяется административный арест; к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — административный штраф; административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Рассматривая административные правонарушения, которые могут совершаться государственными служащими, следует выделить такой характерный признак, как использование служебного положения . Например, такое административное правонарушение, как нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ч. 1 ст. 14.35 КоАП РФ), предполагает несвоевременное или неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами соответствующего органа.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих заключается в применении к ним дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарных проступков, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных должностных (служебных) обязанностей.


Бесплатная юридическая консультация:

На гражданской службе применяются следующие виды взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.

К военнослужащему , проходящему службу по контракту , за дисциплинарный проступок могут применяться такие виды дисциплинарных взысканий, как: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; дисциплинарный арест. Последний вид взыскания не применяется к военнослужащим женского пола.

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.

Основанием применения дисциплинарных взысканий является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка. Как уже отмечалось, речь идет о виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных (служебных) обязанностей. Существуют более развернутые формулировки. Например, в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок , т.е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Существуют определенные принципы и порядок применения дисциплинарных взысканий. В частности, за один дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание; до применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего истребуется объяснение в письменной форме, проводится служебная проверка (проверка, расследование, разбирательство). По общему правилу дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев (для военнослужащих позднее года) со дня совершения дисциплинарного проступка. Государственный служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в суде.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих, помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих», установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ и Федеральным законом от 01.12.2006 № 199-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Существуют определенные особенности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения , под которыми подразумеваются несоблюдение государственным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Взыскания заданные правонарушения применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо по рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

За совершение отдельных коррупционных правонарушений, таких как непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; непредставление (представление заведомо недостоверных или неполных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; участие на платной основе в управлении коммерческой организацией; осуществление предпринимательской деятельности; вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, — государственные служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия .

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение имущественного или морального вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате действий (бездействия) государственного служащего. В этом случае возникают деликтные обязательства (от лат. delictum — «правонарушение»), которые носят внедоговорный характер, направлены на возмещение причиненного потерпевшим имущественного или морального вреда и регулируются главой 59 ч. 2 Гражданского кодекса РФ.

Гражданское законодательство закрепляет принцип генерального деликта, в соответствии с которым подлежит возмещению любой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в полном объеме лицом, причинившим вред. Возмещение вреда также может быть возложено налицо (в широком смысле, включая государство, муниципальные образования), не являющееся причинителем вреда.


Бесплатная юридическая консультация:

Гражданский кодекс РФ содержит специальную норму в ст. 1069, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Под материальной ответственностью обычно понимается обязанность государственного служащего возместить органу государственной власти причиненный ущерб в пределах и порядке, установленных законодательством. Правовая природа материальной ответственности носит неоднозначный характер, в связи с чем имеются дискуссии относительно принадлежности этого института к трудовому либо гражданскому праву.

В литературе выделяют определенные признаки материальной ответственности, которые позволяют более или менее полно охарактеризовать ее содержание, в частности:

  • материальная ответственность в сфере государственной службы носит правовосстановительный характер в отличие от дисциплинарной, административной или уголовной, которые имеют наказательное (карательное) значение;
  • материальная ответственность в системе государственной службы наступает на основе действия правовых норм ряда отраслей права: административного, трудового, гражданского, законодательства о государственной службе, специальных нормативных правовых актов;
  • обязанность государственного служащего возместить причиненный ущерб существует только в отношении государственного органа;
  • является самостоятельным видом юридической ответственности и может применяться наряду с другими ее видами (дисциплинарной, административной, др.);
  • наступает при наличии прямого действительного ущерба, непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями, вины правонарушителя, если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей;
  • порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам службы.

Помимо материального вреда по нормам трудового законодательства может возмещаться и моральный вред, в частности, если он причинен работнику неправомерными действиями работодателя.

Наиболее полно вопросы материальной ответственности урегулированы в отношении военнослужащих. Здесь действует специальный федеральный закон.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» материальная ответственность военнослужащих подразделяется на ограниченную (как правило, при неосторожной форме вины) и полную (в случае умышленного причинения вреда и по другим основаниям, предусмотренным Законом). Материальная ответственность в сфере военной службы возмещается в размере реального ущерба, возникшего по вине военнослужащего. Применение такой ответственности ограничено во времени тремя годами со дня обнаружения ущерба. Наряду с материальными нормами, данный Закон содержит и процессуальные нормы, регламентирующие соответствующие процедуры, порядок определения размера причиненного ущерба и его возмещения.

В законодательстве, регулирующем прохождение службы в органах внутренних дел, закреплено положение, согласно которому за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

Источник: http://isfic.info/admrf/melena22.htm

2.5. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

Юридическая ответственностьГМС – сложное многоаспектное явление и наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и иным установленным законодательством основаниям.

Виды юридической ответственности:


Бесплатная юридическая консультация:

Дисциплинарная ответственность (ДО)заключается в наложении на ГС, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий (ДВ) властью представителей администрации. Дисциплинарные взыскания устанавливаются ФЗ, законами субъектов РФ, КоАП, дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине, правилами внутреннего распорядка.

ДО — ответственность за совершение должностного проступка (ДП)(виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение ГС возложенных на него должностных обязанностей).

Условия наступления ДО:

— если действие (бездействие) считается противоправным;

— если противоправное действие является виновным;


Бесплатная юридическая консультация:

— если не исполнены должностные обязанности, т.е. обязанность, вытекающая из данного государствено-служебного правоотношения.

Должностной проступок (ДП)– противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечёт за собой уголовной ответственности. ДВ на ГС могут налагать орган или руководитель, который имеет право назначать служащего на ГД. В ФЗ «О ГГС РФ» от 27.07.2004 указаны следующие ДВ (ст.57):

3. предупреждение о неполном должностномисоответсвии;

4. освобождение от замещаемой должности ГрС;

5. увольнение с ГрС по основаниям, уточнённым Законом.


Бесплатная юридическая консультация:

До применения ДВ представитель нанимателя, уполномоченный налагать ДВ, должен затребовать от ГС объяснение в письменной форме. В случае отказа ГС дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причём отказ ГС от дачи объяснения не является препятствием для применения ДВ. За каждый ДП может быть применено только одно ДВ.

Для отдельных категорий ГС, например, состоящих на военной или правоохранительной службе, законодательством и уставами о дисциплине могут быть установлены дополнительные ДВ. Для сотрудников милиции – понижение в должности, в специальном звании.

Административная ответственность (АО)– выражается в применении к ГС административного взыскания за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью.Условия для наступления АО:

1. совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;

2. издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т.е. не соответствуют им;

3. невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчинёнными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

4. соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих ДИ.

Административное правонарушение— посягающее на государственный или общественный порядок управления противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К ГС применяется только два вида административных наказаний –предупреждение и штраф. Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 50 мрот. К некоторым категориям ГС (которые в установленном законом порядке делегируются ГО в состав управленческих структур соответствующих юридических лиц, пакетами акций или определёнными долями в уставном капитале которых владеет государство) устанавливается такое административное наказание, какдисквалификация.

Материальная ответственность (МО) –это обязанность служащего возместить ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством. Возмещение ущерба не рассматривается в качестве ДВ и может применяться наряду с ним.

Условия для наступления МО:

наличие реального ущерба;

наличие непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

вина правонарушителя в причинении ущерба;

виновные действия государственного служащего не должны являться преступлением.

МО может быть ограниченной и полной.

Ограниченную МОнесут служащие, виновные в причинении ущерба, в размере прямого ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка.

Полная МО– ущерб возмещается в полном размере.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. Если ГС дал согласие, то удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятий, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения или организации – судом.

Уголовная ответственность (УО). ГС несут УО за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством РФ. УО предусмотрена действующим законодательством за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст.УК РФ).
В зависимости от характера этих деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в т.ч. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Уголовное преступлениеГС – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгоды и иных преимуществ, или с целью оказания давления. УО ГС наступает в том случае, если они при исполнении своих обязанностей противоправно и виновно совершили деяние, квалифицируемое как преступление.

Что касается муниципальных служащих, то на них распространяются те же виды юридической ответственности. ФЗ от 8.01.1998 №8–ФЗ «Об основах муниципальной службы РФ», ст.14:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:19/

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по Правовым основам государственной службы РФ

тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

1. Уголовная ответственность

2. Административная ответственность

3. Дисциплинарная ответственность

4. Гражданско-правовая ответственность

Введение

Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

1. Уголовная ответственность

Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

4) получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

6) халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

7) контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

2. Административная ответственность

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.

От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

3. Дисциплинарная ответственность

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. [2]

Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.

Источник: http://mirznanii.com/a/33943/yuridicheskaya-otvetstvennost-gosudarstvennykh-sluzhashchikh-za-ikh-deyatelnost

Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих

Понятие, признаки и виды ответственности

Ответственность — это мера государственного принуждения, основанная на осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него отрицательных последствий (личных и имущественных) [2.23, с. 35-45].

  • 1) устанавливается государством в правовых нормах;
  • 2) опирается на государственное принуждение;
  • 3) применяется специально уполномоченными государственными органами;
  • 4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;
  • 5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;
  • 6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);
  • 7) возлагается в процессуальной форме;
  • 8) наступает только за совершенное правонарушение.

Основной и наиболее общей целью ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечение в обществе законности и правопорядка.

Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами: законность; ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства; ответственность только при наличии доказанной виновности лица в совершении правонарушения; обоснованность; неотвратимость наступления юридической ответственности; презумпция невиновности; уважение прав человека и др.

Учитывая, что правовое регулирование ответственности муниципальных служащих имеет свои особенности, можно в особом порядке говорить об ответственности муниципальных служащих. В законодательстве и правоприменительной практике в основном юридическая ответственность классифицируется в зависимости от вида как конституционно-правовая, административная, гражданско-правовая и уголовная. В отдельных случаях изучают материальную и дисциплинарную ответственность [2.1].

Порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных правовых отраслей. Так, порядок привлечения к уголовной ответственности регулируется нормами уголовного права; к материальной — нормами трудового права и т.п.

Дисциплинарная ответственность — это правовое принудительное воздействие, результатом которого является наступление для муниципального служащего неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (должностной проступок).

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в муниципальных органах в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся муниципальными служащими [2.22, с. 62-66].

Порядок или процедура дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и трудовой дисциплины.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной ответственности требуется обязательное письменное его объяснение о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу [2.22, с. 62-66].

Административная ответственность — ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение.

К административной ответственности муниципальные служащие привлекаются на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ, федеральных законов, других нормативных и правовых актов.

За административный проступок могут быть наложены штраф, исправительные работы, административный арест и т.д.; за дисциплинарный проступок — выговор, строгий выговор и т.д., за гражданско-правовой деликт — пеня, возмещение вреда и т.д. [2.20, с. 287]

Уголовная ответственность заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении и ограничении прав и свобод лиц, совершивших преступления.

Уголовное наказание налагается только в судебном порядке; дисциплинарное взыскание налагается руководителем или вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом; административное взыскание налагается административной комиссией, органами внутренних дел [1.3].

Форма правоприменительного акта в уголовном праве — это приговор, в административном — постановление, в гражданском решение и т.д.

Уголовная или административная ответственность наступает перед государством; муниципально-правовая — перед населением муниципального образования.

Административное взыскание налагается в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев с момента совершения; дисциплинарное взыскание — в течении месяца с момента обнаружения и шести месяцев с момента совершения. Срок погашения административного и дисциплинарного взыскания составляет один год; уголовного — от одного года до восьми лет [2.20, с. 287].

Материальная ответственность в сфере муниципальной службы — это самостоятельный вид юридической ответственности муниципальных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а право восстановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения муниципального служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности муниципальных служащих: 1) материальная ответственность по трудовому законодательству; 2) материальная ответственность по гражданскому законодательству; 3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения; 4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.

Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае муниципальному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются: 1) наличие прямого действительного ущерба; 2) противоправность поведения (действия или бездействия) должностного лица; 3) причинная связь между поведением должностного лица и возникшим ущербом; 4) вина должностного лица. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственного служащего материальной ответственности.

Ущерб, однако, может быть причинен и в результате правомерного поведения работника.

Ст. 119 Трудовой Кодекс РФ предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. Полная ответственность является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Случаи наступления полной материальной ответственности предусмотрены ст. 121 Трудового Кодекса РФ. Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в полном размере, без каких бы то ни было ограничений, независимо от величины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим, потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Применение мер полной материальной ответственности является достаточно серьезной мерой. В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации [2.23, с. 35-45].

Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок. Однако если сумма ущерба не превышает этого предела, взысканию подлежит лишь она.

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространяющимися из всех рабочих и служащих, независимо от занимаемой ими должности, трудовое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающиеся должностных лиц, в том числе должностных лиц муниципальной службы.

Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприятию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона или если администрация задержала исполнение решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении работника на работе. Размер ответственности в данных случаях ограничивается тремя месячными окладами должностного лица [1.2].

Немало важной предпосылкой эффективности воспитательного воздействия юридической ответственности является осуждение правонарушителя со стороны местного сообщества, общественных объединений, только правильное сочетание методов убеждения, критики и принуждения обеспечивают высокую действенность юридической ответственности.

Итак, муниципальная ответственность является комплексной юридической ответственностью, включающей все виды юридической ответственности, применяемые к субъектам местного самоуправления, в том числе муниципально-правовую ответственность, предполагающую собственные муниципально-правовые санкции.

Таким образом, местное самоуправление предполагает ответственность своих органов и должностных лиц за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий. Также нужно отметить, что особенности разных видов ответственности в юридической литературе освещается достаточно хорошо. При решении вопросов о привлечении к ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц можно наглядно ощутить комплексную природу муниципального права как отрасли права.

Источник: http://studwood.ru//pravo/yuridicheskaya_otvetstvennost_gosudarstvennyh_munitsipalnyh_sluzhaschih